Blog

Кач в танцевальной музыке. Часть 3. Секреты кача

Автор: Андрей Ревво

Саит источник: http://www.trancein.com

В прошлых 2х частях были рассмотрены самые азы кача. Теперь рассмотрим то, что кожется на первый раз шаманством. Я о таких эффектах как:

  • Говор негров под музыку и их музыка
  • Микросдвиги
  • Пульсации
  • ... (приёмов много)

Не зря я давал вам домашнее задание - слушать негров. Вот в них лежат самые глубокие секреты кача, которые, причём полностью соответствуют моим трём принципам кача. Напомню:

  • Качает, когда есть циклические ритмы.
  • Когда они вложены друг в друга и подчиняются друг другу.
  • Когда какие-либо параметры музыки изменяются согласно этим ритмам плавно.

 

На первый взгляд, речь негров абсолютно не соотвествует этой системе, т.к. их звуки могут не попадать в воображаемую ритмическую сетку. Они могут и запаздывать и опережать.

 

Такое же явление наблюдается, если слушать музыку, у которой некоторые нотки сдвинуты немного вперёд или назад.

 

Казалось бы, что всё летит пропадом. Отнюдь!

 

Теперь мы подходим к такой вещи в каче, которая называется градиентом (ещё один мой термин. Не пугайтесь, другого подходящего слова я не нашёл).

 

В математике вектором градиента называется направление изменения какого либо параметра.

 

Ну так вот. Замечено, что если подчёркивать какой-либо момент времени ещё до его момента появления (например, протяжным звуком Open Hihat перед следующим ударом), то следующее за таким звуком место акцентируется, даже если там не будет никакого звука.

 

Пример градиента - раскачка качелей. Направление усилия прикладываемой силы и будет градиентом. Мы прикладываем силу раньше пика амплитуды качелей, но следим именно за пиками. Таким образом, нам не обязательно прикладывать силу в строго определённые моменты времени. Достаточно в произвольные, но с правильным усилием. Так и в музыке, где ноты не привязаны точно к ритмической сетке, можно акцентировать волны.

 

Общая качающая система нот образует "полукруги" интенсивности. Они похожи на полукруги моря, рисуемые детьми в прямом или перевёрнутом виде. Схематично можно изобразить это так:

 

__.^.__.^.__.^.__.^.__.^.__

 

Внутри одного полукруга могут быть другие полукруги и т.д. Получаем вложенную систему градиентов. Чем сильнее качает музыка, тем явней у неё эта система.

 

Некачающая музыка тоже имеет градиенты. Только они не образуют полукруги, а, например, треугольники, или прямоугольники с пиками (как классическая система обозначения размера). Пример некачающих волн:

 

__|__|__|__|__|__|__|__|__

 

Можете это проверить путём прослушивания композиций, которые не качают (интенсивности слабые, размазываются или хаотичны) и которые качают (каждая партия придерживается градиента, тем самым усиливая основную волну и создавая вложенные).

 

В некачающей композиции вложенные волны будут гасить друг друга.

 

Упраждение 5. Теперь опять слушаем негров и пытаемся определить такие места.

 

Оказывается, всё очень просто. Негры размещают звуки хоть и хаотично, но немного изменяют параметры звука (громкость, тон, тембр и прочее) так, что мы опять слышим всё те-же волны. Только вот пики и спады выделяются заранее.

 

Ещё один пример, поясняющий принцип градиента. В трансе есть такой приём, называемый "зависалово". Когда бит пропадает и вместо него идёт довольно длинный напряжённый звук, который .... (тут вдумываемся внимательно) ... который подчёркивает сделующий за зависаловом удар.

 

Мало примеров? Ещё один. Вспомним последный звук квадрата. Обычно там или отсутствует звук ударника, или вводится один или ещё один дополнительный удар, который опять подчёркивает следующее начало квадрата.

 

Ещё пример: ломаные ритмы. Думаете, что там удары расположены хаотично? Хе-хе. Они расположены так, чтобы ... Стоп. Про ломаные ритмы расскажу позже. Но, впрочем, в качестве домашнего задания - подумайти сами насчёт этого.

 

Итак, мы познакомились с градиентом. Градиент - это подчёркивание пика или спада волны с помощью звуков, расположенных ещё до момента пика или спада. Градиенты - очень сильная вещь. Они увеличивают кажущую амплитуду волны.

 

А теперь вспомним третий принцип: "Когда какие-либо параметры музыки изменяются согласно этим ритмам плавно".

 

Таким образом - градиент - это средство плавного изменения, за счёт которого человек предсказывает, что будет дальше.

 

Теперь о микросдвигах. Часть микросдвигов дают градиент, но часть градиентов дают ещё один эффект, который называется обычно "убыстрением, разгоном". По этому принципу нотки распологаются чуть ближе, чем им положено находиться по сетке. В этом случае человек чувствует, что будто темп музыки увеличивается и тем самым обращает внимание на момент следующего пика. Опять подчёркивание.

 

Ещё вам один технический приём, относящийся к принципу градиентов. Я его называю раскачкой. По этому принципу я растягиваю и сужаю промежутки времени между пиками качающей волны путём небольшого увеличения-сужения длительностей подволн. Т.е. немного смещаю привязку сетки. Например, вот схема ударов с привязкой:

 

*---*---*---*---*

 

С раскачкой:

 

*--*---*---*----*

 

Или, наоборот:

 

*----*---*---*--*

 

Ещё один приём, который я называю пульсациями.

 

Упражнение 6. Слушаем psytrance. Или Скутера. Находим, почему там качает.

Итак, правильный ответ - это пульсации. В психоделике обычно пульсирует один из басов. Скутер пульсирует обычно звуками TB-303.

 

Объясню это явление. Пульсации относятся с первому принципу кача, однако тут есть тонкость. Они очень заметны. Даже заметней, чем волны, образованные ударником и главным басом. А тонкость в том, что они просто выделяют амплитуду подволны от подволн, идущих под качающей волной. Т.е. получаем очень развитую систему связанных волн.

 

Тут главное - принцип: интенсивность музыки подчиняется полукруглым волнам острыми местами вверх. Как дети рисуют воду. Пики приходятся на устойчивые места в музыке и часто совпадают с размером.

 

Самые сильные волны образуются басом и киком. Менее сильные (вложенные в сильную волну) хэтом, некоторыми ударниками, мелодической партии, а в трансе паттерновым рисунком) Ещё менее сильные мелизмами, мелодией, разными инструментами.

 

Хозяйке на заметку: чем более заметна система волн, тем сильнее качает музыка.

 

В следующий раз разберём ещё приёмы кача. Уже несколько иного рода. Самые секреты из секретов. Пока я только рассказывал то, о чём по крайней мере некоторые пишут в инете (правда не зная, что существует целостная система теории кача). Ну... как говорится, это их проблемы, что они не читают trancein.com ;)

 

Продолжение следует...

Кач в танцевальной музыке. Часть 1. Введение в кач

Кач в танцевальной музыке. Часть 2. Кач по полочкам

Кач в танцевальной музыке. Часть 3. Секреты кача

Кач в танцевальной музыке. Часть 4. Ломаные ритмы

Кач в танцевальной музыке. Часть 5. Еще о каче

Кач в танцевальной музыке. Часть 6. Практический кач

5 ▲
13 January 2009 1:33

Comments

ну ты выдал
Хорошая информация. Спасибо большое автору Wink правда я за раз ничего не понял толком. В математике не силен был, теперь вот придется наверстывать упущенное. +пр
надеюсь будет полезным
это 3 глава... есть и начало и конец
я так понимаю всем не терпится продолжения -))))
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.